Акцент в супервизии делается на
контрпереносе – это предмет супервизии. Что бы ни делал, и ни говорил пациент – это всё о консультанте и для консультанта. О каком бы Прошлом не говорил пациент, он говорит о ситуации Здесь и Сейчас и каких бы людей не вспоминал – всегда подразумевается сам консультант (психотерапевт) Здесь и Сейчас! Потому-то специфическим предметом супервизии и является контрперенос консультанта (психотерапевта). И всё это абсолютно нормально. Ведь наш нарцизм невозможно устранить. Поэтому вначале признаём достоинства консультанта, скажем, говоря, что а у меня всё хуже. А потом приступаем к контрпереносу, опять же считаясь с возможностью нашей ошибки.
История супервизии начинается с Зигмунда Фройда,
со случаев Анны О. (Этюды об истерии 1895)
и Доры (Фрагмент анализа истерии 1905). А понимание материала студентами будет засвидетельствовано их схемами сновидений из обоих работ (желательно их иметь на экзамене).
I. Классический психоанализТеория:1. Фройд и Бройер - открытие психотерапии в случае Анны О. ("Этюды об истерии" 1895)
2. Парадигма психотерапии
3. Допсихоаналитическая схема психической реальности (7-я глава "Толкования сновидений" 1900)
4. Создание психоанализа - "Фрагмент анализа истерии" (1905). Парадигма психоанализа, её отличие от психотерапии. Дифференциация обоих наук на основе Шпильрейновского метода Милосердия (7+ и 7-).
5. Модели супервизии
6. История супервизии
7. Современные подходы в зарубежной супервизии
8. Современные подходы в русской супервизии (Кулаков, Булюбаш)
9. Понятие психической реальности, сферы Оно, Я и Сверх-Я. Влечения
10. Интроекция и формирование сферы Я
11. Эдипов комплекс
12. Перенос и его виды
13. Контрперенос
14. Конструкция
Практика - обсуждение работ Фройда:
- Случай Анны О. ("Этюды об истерии" 1895)
- Рождение психоанализа: "Фрагмент анализа истерии" (1905) на основе схем участников
- "Сферы Я и Оно" (1923)
- "Очерк психоанализа" (1940, незавершён)
- Семинар по понятиям переноса, контрпереноса и конструкции. Дискуссия со студентами и обсуждение их взглядов.
Супервизия представляемых студентами случаев из практики, с акцентом на переносе, контрпереносе и конструкции.
I. Архетипический подход и обнаружение Души в подходе Сабины Шпильрейн Супервизия с обнаружением архетипов, задействованных в представленном случаеРазбираемые темы:- Значение, цели и задачи супервизии
2. Объект и предмет супервизии
3. Парадигма супервизии
4. Ранжирование психотерапии, психоанализа и супервизии. Специфика звеньев психотерапевтического трио
5. Структура супервизии и её проведение
6. Свободные ассоциации и их роль в супервизии
7. Компетентность супервизора и способы её определения
8. Помехи в овладении мастерством супервизора
9. Перенос и контрперенос в супервизии
10. Схемы для супервизии
11. Определение ключевой зоны в рассматриваемом случае
12. Супервизионное поле
13. Групповая супервизия на основе архетипического вклада участников
14. Значение высших архетипов (Сверх-Я) для супервизии
15. Ключевые эпизоды и чёткая конструкция
16. Является ли Балинт-группа супервизией?
17. Молниеносная 7-минутная супервизия
18. Супервизия супервизий
19. Этический кодекс супервизора и его место в супервизии
20. Формирование ИСС (индивидуального супервизорского стиля)
21. Супервизия случая Салливана «Неумелая жена»
22. Супервизия случаев Ирвина Ялома
23. Критерии успешной супервизии.
ПрактикаБыстрое обнаружение архетипов в индивидуальной и групповой супервизии и создание на этой основе конструкции
Архетипическая супервизия представляемых случаев посредством нахождения архетипов и с учётом Матрицы архетипов