Шпильрейн - вчера и завтра Сабина Николаевна
Шпильрейн (1885-1942?) — это попытка прорваться в Будущее. А она для нас, русских людей, не такая уж и лёгкая! По сути дела в России так и не было психоанализа. Во всяком случае, сравнимого с профессиональным уровнем и размахом психоаналитического движения в Австрии, Германии, США, Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Венгрии, Аргентине... Наверное, есть смысл считать
Шпильрейн символом психоаналитической России. А тогда, всё, что относится к её жизни и творчеству, напрямую связано с прогрессом в области психоанализа.
Своей идей о возрождающей силе деструктивного влечения Сабина
Шпильрейн внесла немалый вклад в развитие психоанализа. И главное здесь не то, что это побудило
Фройда в окончательном варианте метапсихологии учитывать либидозное и деструктивное влечение, а те последствия, к которым приводит ориентация на возрождающий аспект деструктивного влечения. Тогда становится лучше понятным формирование психической реальности, возникновение сферы Сверх-Я, и даже королевский путь к душе (сновидения) начинает приобретать более привлекательный, истинно королевский вид.
Мы считаем, что на современном этапе развития психоанализа в России важно выбрать правильную дорогу на пути обучения психоаналитиков и аналитически ориентированных психологов и психотерапевтов. Таким путём могут оказаться:
- групповые супервизии, когда правильность психоаналитического видения контролируется группой (поддержка)
- сновидения, когда правильность психотерапии контролируется переносом на Будущее (см. фройдовский случай Доры) (прозрение)
- обращение к метапсихологии в классическом понимании Фройда, как рассматривание любого психического явления с 4 позиций: экономического, топического, динамического и генетического (понимание).
Потому наверное вряд ли кого удивит, что психоаналитически ориентированные психотерапевты Ростова-на-Дону осуществляют в своей работе трёхсторонний подход:
1. Метапсихология (с акцентом на возрождающем аспекте деструкции)
2. Групповая супервизия (добивающаяся интегрированной картины видения случая с учётом переноса и контрпереноса)
3. Сновидение (как диалог Самости со сферой Сверх-Я, приводящий к в
идению Будущего). Да и кому как не ростовчанам продолжать дело знаменитой землячки. Задача ассоциации одновременно оказывается и "музейной", и "судьбоносной": вернуться на прежний путь, который отнюдь не пройден до конца. Он всё ещё сохраняет эвристические сокровища, а это:
- влечение к деструкции в Шпильрейновском смысле, в её возрождающем аспекте (что чаще всего игнорируется современным психоанализом)
- метапсихология (которую по ошибке считают устаревшей, непрактичной...)
- конструктивный (а не аналитический) подход в психоанализе (чего придерживался и сам Фройд, см. его статью "Конструкции в анализе" [1937]), а тогда иной смысл приобретает практическая работа, и прежде всего супервизия
- метапсихологический подход к сновидениям, что не до конца осуществили Фройд и психоаналитики, игнорируя задействованность сферы Сверх-Я и творческой деструкции.
Как видите, в нашем теоретическом подходе осуществляется интеграция идей
Шпильрейн и
Фройда. Мы считаем, что прежде всего в области супервизии и сновидений можно вести конструктивный диалог.
На нашем сайте представлены следующие Шпильрейновские страницы:
переводы статей Шпильрейн и
биографические материалы о ней и её творчестве.
Сабина Шпильрейн - символ психоаналитической России, врач-психоаналитик, член трёх психоаналитических обществ: Венского, Швейцарского и Российского. Именно с именем Шпильрейн, точнее с её взаимоотношениями с К.-Г.
Юнгом, связано открытие контрпереноса. Шпильрейн раскрыла творческие аспекты деструктивного влечения, подчёркивала первостепенное значение групповой супервизии в обучении психотерапевтов и психоаналитиков. А ещё с её именем продолжает быть связано много тайн. На долгие годы
Шпильрейн исчезла из истории психоанализа, чтобы вновь возродиться после публикации переписки
Фройда с
Юнгом и книги итальянского психоаналитика Альдо
Каротенуто.
I. Работы Шпильрейн - Деструкция как причина возрождения (1912)
- Удовлетворение посредством символики стопы (1913)
- Забытое имя (1914)
- Ренаточкина теория возникновения людей (1920)
- тест "Три вопроса" (1923)
- Дневник Шпильрейн (рецензия)
II. Статьи о жизни и творчестве Шпильрейн: - Cremerius J. (Кремериус, Йоханнес) (Фрайбург, ФРГ). "Сабина Шпильрейн – одна из первых жертв психоаналитической проф-политики (О предыстории «психоаналитического движения)". О коллизии, в которую была втянута Шпильрейн.
- Hacker Curt B., Carolina Hermo (Аргентина). The Paradoxical Oblivion of a Psychoanalyst (на англ. языке)
- Лотан Цви. В защиту Сабины Шпильрейн (Перевод с английского С. С. Панкова)
- Lothane, Zvi. TENDER LOVE AND TRANSFERENCE: UNPUBLISHED LETTERS OF C. G. JUNG AND SABINA SPIELREIN (на англ. языке)
- Waning van A. . РАБОТЫ ОДНОГО ИЗ ПИОНЕРОВ ПСИХОАНАЛИЗА - САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН (Перевод с английского А.В.Александровой)
- Richebecher (Рихебехер, Сабина) . Сабина Николаевна Шпильрейн (2000)
- Stone J.A., имеющая корни в Ростове-на-Дону, о Шпильрейн (на англ. языке)
- Вагин Ю.Р. ТЕОРИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛЕЧЕНИЯ САБИНЫ ШПИЛЬРЕ
III. Рецензии, конспекты, культура: - Рецензия на статью Шпильрейн «Деструкция как причина возрождения» (Федерн, 1913)
- Конспект очерка о жизни Шпильрейн, написанного проф. В.И.Овчаренко
- Рецензия Gesine Grossmann на книгу Nitzschke "Сфера Я в качестве эксперимента" (на англ. языке)
- Letter PLAYING DIRTY By Volker Petzoldt (Reply by Bettelheim) (на англ. языке)
- Документальный фильм «Меня звали Сабина Шпильрейн» (впечатления Ницшке и ответы режиссёра фильма [english])
IV. Библиография работ о Шпильрейн и её творчестве