Шпильрейн - вчера и завтра
Сабина Николаевна Шпильрейн (1885-1942?) — это попытка прорваться в Будущее. А она для нас, русских людей, не такая уж и лёгкая! По сути дела в России так и не было психоанализа. Во всяком случае, сравнимого с профессиональным уровнем и размахом психоаналитического движения в Австрии, Германии, США, Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Венгрии, Аргентине... Наверное, есть смысл считать Шпильрейн символом психоаналитической России. А тогда, всё, что относится к её жизни и творчеству, напрямую связано с прогрессом в области психоанализа.

Своей идей о возрождающей силе деструктивного влечения Сабина Шпильрейн внесла немалый вклад в развитие психоанализа. И главное здесь не то, что это побудило Фройда в окончательном варианте метапсихологии учитывать либидозное и деструктивное влечение, а те последствия, к которым приводит ориентация на возрождающий аспект деструктивного влечения. Тогда становится лучше понятным формирование психической реальности, возникновение сферы Сверх-Я, и даже королевский путь к душе (сновидения) начинает приобретать более привлекательный, истинно королевский вид.

Мы считаем, что на современном этапе развития психоанализа в России важно выбрать правильную дорогу на пути обучения психоаналитиков и аналитически ориентированных психологов и психотерапевтов. Таким путём могут оказаться:

  1. групповые супервизии, когда правильность психоаналитического видения контролируется группой (поддержка)
  2. сновидения, когда правильность психотерапии контролируется переносом на Будущее (см. фройдовский случай Доры) (прозрение)
  3. обращение к метапсихологии в классическом понимании Фройда, как рассматривание любого психического явления с 4 позиций: экономического, топического, динамического и генетического (понимание).
Потому наверное вряд ли кого удивит, что психоаналитически ориентированные психотерапевты Ростова-на-Дону осуществляют в своей работе трёхсторонний подход:

1. Метапсихология (с акцентом на возрождающем аспекте деструкции)
2. Групповая супервизия (добивающаяся интегрированной картины видения случая с учётом переноса и контрпереноса)
3. Сновидение (как диалог Самости со сферой Сверх-Я, приводящий к видению Будущего). Да и кому как не ростовчанам продолжать дело знаменитой землячки. Задача ассоциации одновременно оказывается и "музейной", и "судьбоносной": вернуться на прежний путь, который отнюдь не пройден до конца. Он всё ещё сохраняет эвристические сокровища, а это:
  1. влечение к деструкции в Шпильрейновском смысле, в её возрождающем аспекте (что чаще всего игнорируется современным психоанализом)
  2. метапсихология (которую по ошибке считают устаревшей, непрактичной...)
  3. конструктивный (а не аналитический) подход в психоанализе (чего придерживался и сам Фройд, см. его статью "Конструкции в анализе" [1937]), а тогда иной смысл приобретает практическая работа, и прежде всего супервизия
  4. метапсихологический подход к сновидениям, что не до конца осуществили Фройд и психоаналитики, игнорируя задействованность сферы Сверх-Я и творческой деструкции.
Как видите, в нашем теоретическом подходе осуществляется интеграция идей Шпильрейн и Фройда. Мы считаем, что прежде всего в области супервизии и сновидений можно вести конструктивный диалог.

На нашем сайте представлены следующие Шпильрейновские страницы: переводы статей Шпильрейн и биографические материалы о ней и её творчестве.

Сабина Шпильрейн - символ психоаналитической России, врач-психоаналитик, член трёх психоаналитических обществ: Венского, Швейцарского и Российского. Именно с именем Шпильрейн, точнее с её взаимоотношениями с К.-Г. Юнгом, связано открытие контрпереноса. Шпильрейн раскрыла творческие аспекты деструктивного влечения, подчёркивала первостепенное значение групповой супервизии в обучении психотерапевтов и психоаналитиков. А ещё с её именем продолжает быть связано много тайн. На долгие годы Шпильрейн исчезла из истории психоанализа, чтобы вновь возродиться после публикации переписки Фройда с Юнгом и книги итальянского психоаналитика Альдо Каротенуто.

I. Работы Шпильрейн
  1. Деструкция как причина возрождения (1912)
  2. Удовлетворение посредством символики стопы (1913)
  3. Забытое имя (1914)
  4. Ренаточкина теория возникновения людей (1920)
  5. тест "Три вопроса" (1923)
  6. Дневник Шпильрейн (рецензия)

II. Статьи о жизни и творчестве Шпильрейн:

  1. Cremerius J. (Кремериус, Йоханнес) (Фрайбург, ФРГ). "Сабина Шпильрейн – одна из первых жертв психоаналитической проф-политики (О предыстории «психоаналитического движения)". О коллизии, в которую была втянута Шпильрейн.
  2. Hacker Curt B., Carolina Hermo (Аргентина). The Paradoxical Oblivion of a Psychoanalyst (на англ. языке)
  3. Лотан Цви. В защиту Сабины Шпильрейн (Перевод с английского С. С. Панкова)
  4. Lothane, Zvi. TENDER LOVE AND TRANSFERENCE: UNPUBLISHED LETTERS OF C. G. JUNG AND SABINA SPIELREIN (на англ. языке)
  5. Waning van A. . РАБОТЫ ОДНОГО ИЗ ПИОНЕРОВ ПСИХОАНАЛИЗА - САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН (Перевод с английского А.В.Александровой)
  6. Richebecher (Рихебехер, Сабина) . Сабина Николаевна Шпильрейн (2000)
  7. Stone J.A., имеющая корни в Ростове-на-Дону, о Шпильрейн (на англ. языке)
  8. Вагин Ю.Р. ТЕОРИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛЕЧЕНИЯ САБИНЫ ШПИЛЬРЕ

III. Рецензии, конспекты, культура:

  1. Рецензия на статью Шпильрейн «Деструкция как причина возрождения» (Федерн, 1913)
  2. Конспект очерка о жизни Шпильрейн, написанного проф. В.И.Овчаренко
  3. Рецензия Gesine Grossmann на книгу Nitzschke "Сфера Я в качестве эксперимента" (на англ. языке)
  4. Letter PLAYING DIRTY By Volker Petzoldt (Reply by Bettelheim) (на англ. языке)
  5. Документальный фильм «Меня звали Сабина Шпильрейн» (впечатления Ницшке и ответы режиссёра фильма [english])

IV. Библиография работ о Шпильрейн и её творчестве


Made on
Tilda